28.11.10

У меня зазвонил телефон... или на ошибках учатся

Адвокат Вадим Кримханд (Дортмунд) 
 

Приехав в Германию, многие наши соотечественники обрадовались доступности телефонной связи: быстро и без проблем можно получить городской номер, купить мобильный телефон с нужными и не очень функциями. 

Сегодня наблюдается настоящая революция в развитии средств коммуникации, Интернета и возможностей его подключения. У всех на слуху термины DSL - быстрое дигитальное подключение к Интернету; ISDN - две независимые телефонные линии и три телефонных номера, позволяющие одновременно передавать факс и говорить по телефону или говорить двум абонентам одновременно; Flatrate - интернет-подключение без ограничений объема информации и времени.

На рынке услуг конкурируют с Deutsche Telekom и между собой несколько телефонных компаний, предлагающих телефонную связь и Интернет. Они обещают телефонный рай, заманчивые варианты подключения к быстрому Интернету, но не сообщают о множестве подводных течений, разобраться в которых иногда непросто.

Предложения хорошие, вот только клиентов в моем бюро становится всё больше... Это результат неправильно истолкованных рекламных предложений или невыполнения фирмой своих договорных обязательств. Кому-то не высылают в срок обещанный при заключении контракта подарочный сертификат, некоторых обманывают на скорости Интернета, кто-то вообще месяцами сидит без телефона, но продолжает платить по счетам. Этот список недоразумений легко продолжить.

В чем же корень зла?

Не каждый клиент сразу увидит ошибку или неточность в договоре, многие замечают оплошность только при получении первого счета, когда аннулировать договор уже поздно, и не каждый клиент сразу же обратится к специалисту, чтобы прекратить эту несправедливость.

Многие сначала пытаются разобраться самостоятельно, дозваниваясь по платному номеру со своими претензиями. Очень часто по телефону проблемы решить не удается, а рассерженный клиент приносит фирме еще десяток-другой евро, заплатив за разговор по "горячей линии".

Согласно статистике, первыми на подводные камни в договорах попадаются пожилые люди и иностранцы, проблемы которых связаны со сложностями общения на немецком языке и невозможностью полностью понять подписываемый договор.

В таких случаях нужно иметь в виду, что в Германии существуют сроки, в течение которых можно отказаться от договора, заключенного через Интернет или по телефону. Это можно сделать в течение двух недель. Но, как правило, первый счет приходит через месяц, когда сроки отказа от договора уже прошли.

Не пытайтесь что-либо выяснять по телефону, это обходится дорого, а содержание разговора доказать сложно. Лучше контактировать с ответчиком в письменной форме, требуя также письменного подтверждения (Bestätigung) получения ваших претензий. Одна из моих клиенток больше года безрезультатно боролась за выполнение телефонной компанией условий договора и в ответ выслушивала вежливые извинения и обещания всe исправить.

Итак, предложений становится все больше, а разобраться в них становится всё труднее. Услуги телеоператоров часто предлагаются пакетами. Внимательно изучите, что в данный пакет входит, что из предложенного вам необходимо, а что не очень; что стоит дополнительных денег.

Следите, чтобы не заказать лишние или просто ненужные услуги. Одна моя клиентка при заключении договора четыре раза ловила "консультанта" на неточностях и требовала переделать договор. Вежливый сотрудник фирмы послушно распечатывал договор заново, но всё время "ошибался", то с началом действия договора, то хотел услужить дополнительными платными услугами в виде антивирусной программы. Несмотря на это, через месяц за антивирус начали снимать деньги со счета, и только письмо юриста прекратило это безобразие.

Всё это относится и к мобильным телефонам. Без специалиста трудно разобраться, каким видом мобильной связи дешевле пользоваться именно вам, карточным или контрактным с абонементной месячной платой; какое подключение к Интернету лучше и дешевле; каким образом звонить - через Интернет или с обычного телефона, как миновать ловушки платных служб 0190/0900 и т.д.

При смене провайдера следует соблюдать сроки действия договора (Mindestvertragslaufzeit) и срок подачи заявления (Kündigungsfrist) на расторжение действующего договора. Эти сроки обозначены в вашем договоре (Vertragsunterlagen) и составляют, как правило, 2-3 месяца до окончания действия договора. Начинать эту операцию надо заблаговременно, с запасом времени. Заявление на расторжение договора (Kündigung) подается письменно в произвольной форме. Требуйте также письменного подтверждения (Bestätigung) получения фирмой вашего заявления.

Особый случай - переезд. Как только вы узнали свой будущий адрес, необходимо выяснить, обслуживает ли ваш телефонный провайдер новое место жительства. Если да, то нужно заранее известить фирму о переезде и быть готовым к временному отсутствию Интернета и телефонной связи.

Если ваш провайдер не обслуживает район нового жительства, то вы можете разорвать договор и заключить договор с другим провайдером, но тщательно проверить новый договор, перед тем как его подписать.

Малоимущие абоненты Deutsche Telekom имеют право на так называемый социальный тариф (около 7 евро снимаются со стоимости разговоров по Германии). Чтобы его получить, надо два раза в году своевременно представлять в Deutsche Telekom справку о том, что вы освобождены от оплаты за телевидение (GEZ-Gebühren).

Многие, не имея возможности звонить через Интернет, пользуются так называемыми кодами. Эти коды можно найти и в журнале "Партнёр". Обратите внимание на то, что многие тарифы действуют лишь в определенные дни или часы суток. Иногда фирмы, предоставляющие дешевые тарифы, резко (иногда в 100(!) раз) повышают стоимость минуты. По действующему закону такие фирмы не обязаны сообщать тариф перед началом разговора, но по инициативе граждан и Общества потребителей в правительстве уже начато рассмотрение вопроса о том, чтобы ввести Закон об обязательном объявлении стоимости минуты разговора. Если вы не услышали перед началом разговора такого объявления, то лучше не рисковать и поискать другой телефонный код.

Телефонные счета надо внимательно проверять. Одному моему клиенту долгое время приходили счета, частично перекрывающие друг друга, и за некоторые разговоры приходилось платить дважды; другому клиенту предлагалось заплатить за период, когда не было телефонной связи по вине провайдера.

В рамках небольшой статьи можно остановиться только на некоторых типичных проблемах с телефонной связью и Интернетом. Каждая ситуация в этой сфере индивидуальна, и никакая статья не может заменить компетентной консультации юриста.